20:21
Аматерасу и Сусаноо
Богиня Солнца Аматерасу и бог Луны Цукиеми стали по слову отца управлять пожалованными им владениями.
И только бог Ветра Сусаноо не пожелал отправиться на Равнину Моря. Даже после того, как у него отросла борода в восемь ладоней, он только и знал, что топать ногами да истошно плакать. От его слез высохли деревья и травы, а в реках и морях не осталось ни капли влаги. И тогда Земля наполнилась гудением злых духов, подобным жужжанию летних мух, и наступило время великих бедствий.
 Призвал Идзанаги к себе непокорного сына и вопросил:
- Почему вместо того, чтобы управлять вверенным тебе
владением, ты беспрестанно топаешь ногами и плачешь?
И ответил бог Сусаноо:
—        Соскучился я по умершей матушке и хочу удалиться к ней в Подземную Страну. Оттого я и плачу.
Разгневался бог Идзанаги и воскликнул:
—        Раз так, я запрещаю тебе оставаться на этой земле!
И с этими словами изгнал бога Сусаноо из Срединной Страны Тростниковых Равнин.
—        Хорошо, - молвил в ответ бог Сусаноо. — Я уйду вПодземную Страну, где пребывает моя матушка. Но перед этим хочу проститься с сестрой, богиней Солнца Аматерасу.
И отправился неистовый бог Сусаноо на Равнину Высокого Неба, и всюду, куда ни ступала его нога, разыгрывалась буря и содрогалась земля.
Узнав о приближении бога Сусаноо, богиня Аматерасу подумала: «Видно, не с благими помыслами пожаловал братец на Равнину Высокого Неба. Не иначе как затеял он отнять у меня мои владения».
Сделала себе богиня мужскую прическу «мидзура»: расчесала волосы на обе стороны, связала в пучки возле ушей и убрала их сеткой из виноградной лозы и драгоценной яшмой. Украсила она запястья яшмовыми браслетами, водрузила на спину колчан с тысячей стрел. Надела на левую руку кожаный щиток, взяла в руки лук и в таком грозном обличий стала поджидать брата.
Когда тот предстал перед нею, Аматерасу гневно вопросила:
—        Зачем ты пожаловал ко мне на Равнину Высокого Неба?
И молвил бог Сусаноо:
—        Злых помыслов у меня нет. Отец наш, бог Идзанаги, прогневался на меня и изгнал из Срединной Страны Тростниковых Равнин. Отныне я удаляюсь в Подземную Страну,но прежде хочу проститься с тобой. Ради этого я и поднялся сюда, на Равнину Высокого Неба.
Но усомнилась богиня Аматерасу в правдивости его речей и сказала брату:
—        На словах помыслы твои чисты, но как я узнаю, так ли это на самом деле?
И тогда бог Сусаноо воскликнул:
—        Пусть это докажут рожденные нами детища!
Встали богиня Аматэрасу и бог Сусаноо друг против друга на противоположных берегах Тихой Небесной Реки. Взяла Аматерасу у брата меч, висевший у него на поясе, переломила его на три части и, омыв в чистых водах Небесной Реки, разжевала и исторгла из своих уст вместе с дыханием. И тогда из пара ее дыхания родились три девы-богини.
После этого Сусаноо взял у сестры украшения из драгоценной яшмы и, ополоснув их в чистых водах Небесной Реки, разжевал и исторг из своих уст вместе с дыханием. И тогда из пара его дыхания родились пять богов.
И сказала богиня Аматерасу:
—        Пятеро сыновей, рожденных сейчас, происходят из принадлежащей мне яшмы и потому являются моими детищами. Три дочери, рожденные прежде них, происходят из принадлежащего тебе меча и потому являются твоими детищами.
—        Вот  видишь! — в великой радости воскликнул бог Сусаноо. — Я произвел на свет трех чистых сердцем дев. Разве не доказывает это, что помыслы мои чисты?
В упоении от одержанной над сестрой победы бог Сусаноо предался буйному веселью, порушил межи и затоптал канавы на рисовых полях, возделанных богиней Аматерасу. И вдобавок осквернил священные покои, предназначенные для вкушения плодов нового урожая. Но и этого ему показалось мало: в священную ткацкую, где небесные жрицы ткали одежды богам, он бросил шкуру, содранную с живой лошади. Одна из жриц в испуге отпрянула, укололась о ткацкий челнок и тотчас же умерла.
Видя, что бесчинствам брата нет конца, богиня Аматерасу разгневалась и затворилась в Небесном Гроте. И сразу Равнина Высокого Неба погрузилась во мрак. Мгла окутала Срединную Страну Тростниковых Равнин. И на Небе и на Земле воцарилась вечная ночь. Все пространство наполнилось гудением злых духов, подобным жужжанию летних мух, и наступило время великих бедствий.
И тогда восемьсот мириад небесных богов собрались на берегу Тихой Небесной Реки. Они стали держать совет, как заставить богиню Аматерасу покинуть Небесный Грот и вернуть миру свет и порядок. По предложению бога Омои,, из Страны Вечной Жизни доставили петухов.
После этого боги призвали небесного кузнеца Амацума и велели ему вместе с богиней Исикоридомэ, Литейщицей, изготовить из железа, добытого на небесной горе Кагуяма, священное зеркало. Тем временем один из богов нанизал на длинную нить пятьсот изогнутых бусин яшмы. Затем боги совершили гадание по трещинам на лопатке оленя, пасущегося на небесной горе Кагуяма, и убедились, что верховные боги Неба одобряют их замысел.
Тогда они вырвали с корнями растущее на горе Кагуяма (Лучезарной), священное дерево сакаки. Украсили его верхние ветви нитью с пятьюстами изогнутыми бусинами яшмы. Прикрепили к средним ветвям священное зеркало, а к нижним привесили полоски белой хлопковой и голубой льняной ткани. Поставили дерево у входа в Небесный Грот и вознесли молитву.
Тут богиня Амэ-но-удзумэ, Отважная Дева Неба, поставила перед Небесным Гротом пустую кадку, перевернув ее вверх дном, и стала отплясывать на ней, производя неимоверный грохот. И была ее пляска до того потешной, что собравшиеся вокруг боги принялись хохотать. От раскатов их дружного смеха сотрясалась Равнина Высокого Неба.
Удивилась богиня Аматерасу, приоткрыла дверь Небесного Грота и вопросила:
—        Что происходит? После того как я затворилась в Небесном Гроте, и Небо и Земля должны были погрузиться во мрак и тишину. Почему же пляшет богиня Амэ-но-удзумэ, Отважная Дева Неба? И почему все боги смеются?
И ответила богиня Амэ-но-удзумэ, Отважная Дева Неба:
—        Появилось у нас божество, превосходящее тебя своими достоинствами. Потому мы радуемся и веселимся.
Не успела она это сказать, как боги поднесли Аматерасу священное зеркало и дали ей поглядеться в него. И залюбовалась богиня Аматерасу своим отражением и выглянула из своего укрытия.
Тут-то и схватил ее за руку бог Тадзикарао, Небесный Силач, и вытащил наружу. А другой бог сразу же положил позади нее священную соломенную веревку — си-мэнава и произнес:
— Да не будет тебе пути назад!
И снова, как прежде, засиял солнечный свет на Равнине Высокого Неба и на Земле, в Срединной Стране Тростниковых Равнин.
Что же до бога Сусаноо, то небесные боги решили наказать его за обиду, нанесенную сестре, богине Солнца Аматерасу. Во искупление вины ему было велено принести небесным богам тысячу столов с искупительными дарами. А вдобавок строптивому богу остригли бороду и навечно изгнали его с Равнины Высокого Неба.

Изгнанный с Равнины Высокого Неба бог Сусаноо спустился на Землю и оказался и стране Идзумо. Вышел он к берегу реки Хи и увидел плывущие по воде палочки для еды. «Должно быть, поблизости живут люди», — подумал Сусаноо и направился вверх по течению реки.
Вскоре встретились ему старик и старуха. Они горько плакали, прижимая к себе молоденькую девушку.
—        Кто вы такие? — вопросил бог Сусаноо.
И старик ответил:
—        Я довожусь сыном богу-покровителю этого края и зовут меня Асинадзути. Жену мою зовут Тэнадзути. А это —наша любимая дочь по имени Кусинада-химэ, Чудесная Дева-Хранительница Рисовых Полей.
—        А почему вы плачете? — спросил бог Сусаноо.
И старик молвил в ответ:
—        Было у нас восемь дочерей. Но повадилось сюда страшное чудовище. Каждый год похищало оно по одной дочери. Скоро оно явится сюда снова и заберет нашу последнюю дочь. Вот почему мы горюем и плачем.
—        А как выглядит это чудовище? — спросил бог Сусаноо
Старик объяснил:
- Глаза у него красные, точно плоды пузырника. Обликом напоминает змея с восемью головами и восемью хвостами. Тело его покрыто мхом, и растут на нем кипарисы и криптомерии. И настолько это чудовище огромно, собою восемь долин и восемь горных хребтов. А на брюхе у него рана, из которой беспрестанно сочится кровь.
Выслушав старика, бог Сусаноо молвил:
—        Отдайте мне вашу дочь в жены.
—        Хорошо, — сказал старик. — Но я не знаю, кто вы такой.
—        Я младший брат Великой богини Аматерасу,  Озаряющей Небо. Только сейчас я прибыл от нее из Небесной Страны.
—        Что ж, — ответил старик, — я с радостью отдам свою дочь вам в жены.
Не успел старик произнести эти слова, как бог Сусаноо превратил девушку в гребень и воткнул его в свою прическу, после чего повелел старику и старухе:
—        Приготовьте крепкую рисовую водку и постройте ограду. В этой ограде сделайте восемь ворот, против них поставьте восемь помостов, на каждый из восьми помостов водрузите по бочке, наполните каждую из восьми бочек рисовой водкой до краев и ждите.
Сделали старик со старухой, как им было велено, и, затаив дыхание стали ждать.
И действительно, вскоре у ограды появилось чудовище — огромный Восьмиглавый Змей. Увидел он стоящие у ворот бочки с рисовой водкой, погрузил в них восемь своих голов, выпил все, захмелел и уснул.
А бог Сусаноо выхватил висевший у него на поясе меч и одну за другой снес чудовищу все восемь голов.
Когда бог Сусаноо принялся отрубать змею хвост, лезвие его меча треснуло. Удивился Сусаноо, сделал на хвосте надрез и извлек оттуда огромный меч небывалой остроты. Дал он этому мечу название «Кусанаги» — «Косящий Траву» и принес его в дар богине Аматерасу.
Одержав победу над Восьмиглавым Змеем, бог Сусаноо решил построить дворец, чтобы поселиться в нем с молодой женой, спасенной им девой Кусинада-хямэ. В поисках подходящего места обошел он весь край Идзумо и наконец очугился в земле Суга. Огляделся он по сторонам и воскликнул:
—        Хорошо здесь! Очистилось мое сердце.
С тех пор и зовется эта местность Суга, что значит «Чистая».
Когда бог Сусаноо стал возводить дворец, на небе показались гряды белых облаков. Глядя на них, он сложил песню:
 
Восемь гряд облаков
Над Идзумо простираются,
Где возвожу я для милой
Покои в восемь оград
Эти покои в восемь оград!
 
Песню эту считают началом всей японской поэзии.
Взял бог Сусаноо в жены Кусинада-химэ, и родилось у них множество детей-богов, а те произвели на свет собственных детей. Так через несколько поколений появился на свет бог Окунинуси, Великий Хозяин Страны. Было у него и другое имя — Онамудзи, что означает «Великое Имя». А еще его звали Асихарасикоо — Безобразным Богом Тростниковых Равнин. И еще одно имя было у него: Уцусику-нптама — Дух-Хранитель Земной Страны.
Что же до бога Сусаноо, то со временем он осуществил свое намерение и удалился в Подземную Страну, где обитала его матушка.
 
 
 
Категория: Японская мифология | Просмотров: 2020 | Добавил: Natsume-Uchiha | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar